Расскажи о нас в социальных сетях

 

 

Научная статья. Автор: кандидат психологических наук Аргентова Т.Е.

От автора: С этим явлением мы сталкиваемся довольно часто, хотя не распознаем его.

Фантом ушедшего мужа и не только

В психоанализе под фантомными явлениями понимается подобие чего-то, воспринимаемого, но физически не существующего в окружающей среде. С этими явлениями мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, когда неадекватно реагируем на поведение человека, например, человек нам ничего плохого не сделал, но раздражает и мы резко, неадекватно реагируем. Или в другом случае, когда мы слишком любезно реагируем на небольшое внимание в наш адрес.

Но ситуации могут быть гораздо серьезнее, когда нужна помощь психолога. Поделюсь ситуациями из своего опыта консультирования.

Ситуация 1. Фантом ушедшего мужа. Бывает, когда супруги «плохо» расстались (хотя бывает ли хорошее расставание?). Женщина предъявляет жалобу на плохое поведение ребенка: упрямый, вредный, непослушный («Вылитый отец»). Явных проблем в поведении ребенка нет.

А все дело в том, что ребенок любит отца, часто встречается с ним, что матери не нравится, но она не говорит об этом ребенку. А мать хотела бы, чтобы он сам отказывался от свиданий с отцом, не хвалил бы отца, придя со свидания с отцом, а ребенок вместо этого с восторгом рассказывает о том, какой отец хороший, как с ним хорошо. На что мать с обидой парирует: «Он час погулял с тобой, и ты уже его хвалишь, а я с тобой нахожусь целыми днями, ухаживаю за тобой, когда ты болеешь, а ты этого не ценишь. Ты – бессовестный, бессердечный».

Мать через ребенка мстит бывшему мужу.  Она раздражается на ребенка, воюет с ним, неосознанно видя перед собой бывшего мужа, и как возможное следствие – ребенок-неудачник, неврастеник.  В таких ситуациях возможен и энурез у ребенка. И пока женщина не простит бывшего мужа (хотя бы из эгоизма), отношение к ребенку не изменится. Во всех фантомных явлениях очень важно найти этот источник (человека) и переработать отношения с этим.

Ситуация 2. Ребенок -  фантом старшего брата. В семье 2 сына. Один старше другого на 5 лет: красивый, талантливый, математически одаренный. Другой – обычный, ничем неприметный. Ему постоянно ставят старшего брата в пример. Насмешки старшего брата больно ранят младшего. Старший брат сделал блестящую карьеру в столице. Младший, тем не менее, закончил вуз в родном городе, женился, у них родился сын очень похожий на старшего брата отца: красивый, талантливый. Мать в восторге и не может понять реакцию мужа, который, как ей кажется, сына не любит. А муж в сыне видит своего старшего брата, который его унижал и не может сдерживать себя, несправедлив к сыну.  Умом понимает, что это его родной сын,  а видит в нем старшего брата. Сын заканчивает престижный вуз в столице, когда приезжает к родителям, отец старается куда-нибудь срочно уехать, что очень ранит его жену. И до тех пор, пока отношение к старшему брату не изменится, отношение к сыну также не изменится. Но это уже работа психолога.

Ситуация 3. Фантом бывшей учительницы. Повод для обращения: онемение, невозможность отвечать на экзамене молодой женщине-преподавателю, несмотря на серьезную подготовку. В то же время в отношениях с другими преподавателями таких проблем нет. Явно имеет место фантом. Выявляется. Девушка всегда была отличницей. Привыкла к похвалам. Когда она была в старшем классе к ним пришла молодая, симпатичная учительница математики, которую дети полюбили, а девушка ею восхищалась. Но ЕГЭ по математике она сдала на 3. Была страшно расстроена, да еще учительница сказала, как ей показалось, очень зло, что она от нее такого результата не ожидала, что она в ней разочарована, и это девушку добило. И потом, уже в вузе, немеет перед определенным типажом женщин-преподавателей. В таких ситуациях нужна помощь психолога. Нужно дать другую интерпретацию поведения: учительница была сама расстроена своими результатами. Это была угроза ее репутации и продолжению работы в лицее. Она не сумела научить детей. И в сердцах несправедливо обвинила девушку в своих неудачах. Нужно простить ее, чтобы ушел этот фантом.

Записаться на участие в тренинге и получить дополнительную информацию Вы можете по телефону
8-903-984-44-59, по электронной почте: argentovat@gmail.com и на сайте УСПЕХ42.РФ

На тренинге представлены новые технологии психологической помощи, что способствует достижению хороших результатов в личной жизни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить