Расскажи о нас в социальных сетях

 

 

Научная статья. Автор: кандидат психологических наук Аргентова Т.Е.

Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.

Неполная семья, чаще всего бывает трех типов: результатом вдовства, развода и одинокого материнства.

Неполные семьи одинокой матери, разведённой женщины и вдовы - это существенно отличающиеся семьи с точки зрения отношения к ним социума, характера взаимоотношений матери с ребёнком и, соответственно,  последствий ближних и отдаленных для жизни воспитывающихся в них детей.

Исстари требования норм морали и нравственности предписывали женщине обязательно выйти замуж, а уже потом (но тоже обязательно!) родить ребенка (детей). Детей, рожденных вне брака, считали «незаконными», они не обладали правами наследования имущества отца, получения от него материальной помощи на свое содержание. Приветствовалось рождение только «законных» детей.

Наиболее тяжелым в моральном и материальном плане было и остается положение одинокой матери среди других типов неполных семей. Уже изначально её беременность рассматривается как неудача: не смогла выйти замуж, родила ребенка «для себя» (хотя может ли быть ребенок не «для себя»?). Да, общество сейчас, безусловно, лояльнее к таким женщинам, не осуждает как когда-то, часто даже сочувствует. Но всё равно женщиной это сочувствие расценивается  как подтверждение того, что она неудачница, её не любят, она не «как все». Нередко само общество формирует у одиноких женщин и их детей комплекс неполноценности. Как правило, в такой ситуации в психологической помощи нуждаются и мать, и ребенок.

Есть и другие  современные варианты неполных семей одиноких женщин: неполные семьи богатых, успешных женщин, мало обращающих внимание на общественное мнение, которые время от времени выходят замуж или живут в незарегистрированных отношениях, выбирая «нужных» им в тот или ной период жизни мужчин, а воспитание детей поручают няням, гувернанткам. У них другие проблемы: поиск любящего, красивого, интересного, приятного в общении и одновременно послушного, верного мужчины, самой при этом не быть обязанной, привязанной к нему.

Еще один вариант неполных семей современных одиноких женщин – неполные семьи молодых женщин-содержанок, родивших от состоятельного мужчины, который их материально содержит, но из своей семьи (со «старой» женой) не уходит. Речь идет о т. т.наз. конкубинате, «уродливом» семейном образовании, когда мужчина одновременно  поддерживает брачные отношения с двумя (а иногда и более) женщинами, с одной из которых он состоит в официальном браке, а с другой (другими) также имеет фактические брачные отношения и ребёнка (детей), содержит их. Здесь уже другие проблемы: отношение социума и отношение самой женщины к своему положению и ребенку и ребенка с социумом.

Отношение одинокой матери к ребенку определяется ее собственным самопринятием,  а также отношением к своим родительским обязанностям, удовлетворенностью ребенком и супружескими отношениями в целом Нередко само общество формирует у одиноких женщин и их детей комплекс неполноценности.

Женщине надо понять: ребенок – это не «придаток» к мужчине, что одиночество незамужней матери точно не грозит («Ведь их уже двое») и очень  много случаев, когда мужчина берет женщину с неродным ребенком и любит его как своего. Наличие мужа также не гарантирует брака на всю жизнь.

А ребенок это навсегда. Сколько людей в этом огромном мире искренне любят нас безусловно, то есть не за наши достоинства, а просто потому, что мы есть? На это способны только дети, только они любят нас, несмотря на наши ошибки и несовершенства. Мы живем в наших детях даже когда нас физически уже нет. Хороший, здоровый ребенок – прекрасное оправдание любых отношений. Это гордость матери. Подозрительно выглядит бездетная 30 и старше летняя женщина. А у незамужней матери есть История! И нередко вся жизнь впереди.

Не считать бременем заботу о ребенке, совместную жизнь с ним, не считать ребёнка обузой, препятствием для устройства личной жизни, не воспринимать своё одинокое родительство как собственную неполноценность. Одинокой матери нужно не отказываться от личной жизни, посвящая себя ребенку, чтобы не возник невротический симбиоз матери и ребенка. Не привязывать к себе ребенка.

Проблемы детей одинокой матери

Ребенок одинокой матери, как правило, отца не знает. Ему приходится отвечать на «неудобные» вопросы об отце, ощущать свою «третьесортность» по сравнению с детьми, у которых отцы есть. Ребенку может недоставать моральной, социальной и материальной поддержки, которая обычно предоставляется отцом. Матери нужно быть готовой рано или поздно ответить на вопрос ребенка об отце, хотя из практики наблюдается, что часто дети бывают такими деликатными, что не спрашивают мать об этом. Ребёнок лишён возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина (его родители), как они проявляют любовь, заботу, как принимают решения, как умеют понять друг друга с полуслова. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его брачных отношениях.

Нужно не унижать ребенка, поддерживать его. Его любят, он желанный. Думай, следи за тем, что говоришь ребенку. Никогда не говори ребенку таких фраз: «Ничего хорошего из тебя не выйдет. Ты хуже всех. Неумеха…» и т.д.)

Не считать бременем заботу о ребенке, совместную жизнь с ним, не считать ребёнка препятствием для устройства личной жизни, не воспринимать своё одинокое родительство как собственную неполноценность.

Большая проблема одиноких матерей, посвятивших свою жизнь ребенку уже со взрослыми детьми: невозможность поделиться любовью с зятем, невесткой: «жен может быть у тебя много, а мать – одна». Мы видим семьи матерей со взрослыми сыновьями/дочками, преданно ухаживающими за матерью, вызывающими тихую зависть у пожилых одиноких стариков.

Сколько замечательных людей вырастили одинокие матери! И сколько тяжелых, проблемных людей вышло из полных, проблемных, нераспавшихся  семей! Нисколько не умаляя роль отца в воспитании ребенка. Но ребенку для гармоничного развития нужен не любой отец! Исследования говорят о том, что дети одиноких матерей легче принимают отчима, замужество матери, особенно сыновья.

Одинокой матери рекомендуется создать независимую жизнь рядом с жизнью своего ребенка, воспитанием которого она постоянно занимается. Иметь определенный круг своих знакомых, заниматься собой, своим образованием, жить достаточно насыщенной, полнокровной жизнью, не пренебрегая работой, удовольствиями, дружбой. Это важно для гармоничного развития ребенка.

Одинокий родитель должен быть счастливым без самопожертвования.

Существенную помощь могут оказать вменяемые, адекватные родители матери (прародители ребенка), родственники матери: дяди/тети, двоюродные братья/сестры, полноценная расширенная семья), может быть и родители отца ребенка, а также благополучные отношения с кем-нибудь за пределами семейного круга: учителем, тренером, другом, которые могут до некоторой степени компенсировать отсутствие отца в семье.

Подробно эта проблема рассматривается в моей монографии: «Неполная родительская семья как фактор формирования представлений женщин о лицах противоположного пола» и учебном пособии для студентов: «Психологические проблемы неполных семей разного типа и их психолого-педагогическое сопровождение».

Большинство исследований неполных семей выполнены в психодинамическом подходе,  с точки зрения которого неполная семья – «аномальна», в ней формируются «социальные неудачники», «несоциализированные преступники», возникает невротический симбиоз матери и ребенка, развиваются различные сексуальные перверзии, что может привести к несформированности объектного либидо, неразборчивости в партнёрах из-за неспособности разделять переживания с другими, искажённого, обеднённого или, напротив, идеализированного образа мужчины. Это может оставить ребенка асоциальным, эгоцентричным, конфликтным, неспособным к кооперации, боящимся брака. Что дети из неполных родительских семей, будучи взрослыми, соединяют свою судьбу с себе подобными, воспроизводя неполные семьи уже в следующих поколениях, повторяют несчастливый брак матери, несчастливые отношения матери с мужчинами.

В реальной жизни мы видим, что большинство мальчиков, воспитанных без отца, столь же мужественны, как и любые другие мальчики, а девочки любимы мужчинами, мужем, что отсутствие отца вовсе не обязательно нарушает процесс социализации ребенка. Конечно, это не означает умаления роли отцов. Родители, к счастью, не являются единственными источниками для половой идентификации ребёнка.

Ребенку нужна полная, но хорошая семья. А во всех ли полных семьях отцы отвечают требованиям: дать направление в жизни ребенку, защищать, поддерживать его морально и материально, показывать примеры гармоничных отношений с матерью, быть образцом поведения для ребенка.

М. Раттер, изучая семьи подростков с делинквентным поведением,  пришел к выводу о том, что именно разлады и дисгармония отношений в семье, а не её распад как таковой причастны к делинквентному поведению ребёнка. М. Раттер считал, что делинквентное поведение чаще встречается среди детей из неблагополучных,  но не распавшихся семей, чем из распавшихся. Родительские споры оказывают на ребёнка большое влияние, особенно если он вынужден быть вовлечённым в них, и если конфликт между родителями продолжается в течение многих лет.

Хотя воспитание в неполной семье и таит в себе определённые опасности, его последствия менее однозначны и менее тяжелы, чем принято считать, что неполная семья обладает не меньшими воспитательными возможностями, чем полная, она также может быть идеальной, и что полнота семьи сама по себе не может быт залогом успешности личной жизни ребенка, что не каждая полная семья является гарантией хорошего воспитания.

Ребенку нужна полная хорошая семья. Отметим опять же преимущества полной семьи, в которой у ребёнка формируется базовое бессознательное доверие к миру, доброжелательность, чувство безопасности, амбивалентность восприятия, принцип реальности, способность к самоконтролю.

У детей из неполных семей могут быть худшие стартовые возможности, чем у выходцев из полных семей, более позднее завершение образования, создание материальных и жилищных условий. Кроме того, мать, воспитывающая детей одна, часто вынуждена взваливать на себя двойной груз забот и по обеспечению семьи, и по ведению домашнего хозяйства. Она больше устаёт,  у неё меньше времени на занятия с детьми, она может быть более раздражительной и менее внимательной  к  нуждам детей. Так внешний стресс порождает внутренний.

Из психологических проблем наиболее серьезной является социальная обделённость матери и ребёнка, давление общества на незамужнюю, разведённую мать и на её ребёнка. Ей недостаёт моральной, социальной и материальной поддержки, которая обычно предоставляется вторым супругом.

Проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях, связаны, в основном, с негативным отношением социума к матери и ребенку, с возникающими материальными проблемами, перегруженностью матери. Тяжело женщине-матери без мужчины, без его поддержки. И это передается ребенку. Ситуация незамужества фрустрирует женщин старше 35 лет. И негативные высказывания в адрес мужчин служат своеобразной психологической защитой, средством снятия напряжения, разрешения конфликта, вызванного диссонансом невозможности выполнить традиционные социально одобряемые для их возраста  нормы.

Качество воспитания ребёнка в неполной семье зависит от отношения окружающих и, прежде всего, матери к своему безбрачию и одинокому родительству, от ее личностной позиции по отношению к себе, своей семейной ситуации: считает ли она ее трагедией, а себя и своего ребенка несчастными и обделенными, живет ли она полноценной, интересной жизнью или каждодневно оплакивает себя и свое безбрачие или одинокое родительство.

Проблема неполной семьи состоит также в том, что оставшийся родитель может создать у ребенка негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль.

В неполной семье важны характер взаимоотношений между матерью и ребёнком и социальные обстоятельства той среды, в которой семья живёт

Отношение ребенка к миру определяется во многом его отношениями с матерью. Отвержение ребенка матерью вызывает у детей чувства неуверенности и непринятия себя. Враждебность и директивность со стороны матери способствуют повышенному уровню внутренней агрессивности у девушек как личностной черты. В свою очередь, отношение матери к ребенку определяется ее собственным самопринятием,  а также отношением к своим родительским обязанностям, удовлетворенностью ребенком и супружескими отношениями в целом.

Пожалуй, самая серьёзная проблема неполной семьи – это отсутствие не мужчины как такового, а отношений между любящими мужчиной и женщиной, свидетелем которых становится ребёнок в благополучной, полной семье. Ребёнок лишён возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина (его родители), как они проявляют любовь, заботу, как принимают решения, как умеют понять друг друга. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его брачных отношениях.

В условиях отсутствия отца в жизни ребенка роль образца представителя противоположного пола наряду с транслируемыми представлениями матери начинают активно играть СМИ, художественная литература, активно формирующие представления женщин о лицах противоположного пола, установки и, в конечном итоге, взаимоотношения с лицами противоположного пола.

Таким образом, в ситуации, когда основная ценность женщины (вступление и нахождение в браке) не находит своей реализации, происходит выработка защитных механизмов, стратегий совладания с ситуацией незамужества, что находит свое отражение в негативных оценках лиц противоположного пола, рационально объясняющих невозможность реализации ценностей взаимной любви и семейной жизни в современной российской действительности, в прибегании к уродливым формам взаимоотношений с лицами противоположного пола, таким как конкубинаты, эпизодические сексуальные контакты с разными партнерами, временное сексуальное партнерство и т.д.

 

Записаться на участие в тренинге и получить дополнительную информацию Вы можете по телефону
8-903-984-44-59, по электронной почте: argentovat@gmail.com и на сайте УСПЕХ42.РФ

На тренинге представлены новые технологии психологической помощи, что способствует достижению хороших результатов в личной жизни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить